На территории Цимлянского района разрушаются два забытых памятника – столетние мост и храм.

Жители поселка Дубравный обратились к главе Цимлянского района Андрею Садымову с письмом, где требуют спасти уникальный  памятник - столетний мост через реку Кумшак.

 - Более ста лет назад, еще в царской России, на Царицынском тракте был сооружен железобетонный мост через речку Кумшак. В народе его называют «Бушевский». По преданию, строили его приглашенные царем, итальянские мастера. Многие десятилетия мост исправно выполнял свои функции и радовал людей своим изящным видом. В конце 70-х годов прошлого века, параллельно этому маршруту пролегла автомобильная дорога, был построен новый, стандартный мост. С тех пор Бушевский никто не поддерживает в эксплуатационном состоянии, естественно, мост стал разрушаться. Сегодня остро встал вопрос о спасении этого уникального на юге России архитектурного объекта, - пишут дубровинцы в своем письме. -
Нужны неотложные меры по ремонту технического памятника эпохи, который должен быть включен в туристические маршруты нашего района, и стать его украшением.


В администрации Цимлянского района проблемами столетнего моста пока никто не озадачился. А неравнодушные жители района волнуются еще об одном памятнике архитектуры -  здании храма в станице Карповской.

Мы связались с известным краеведом Николаем Сивашовым, который и рассказал историю этих памятников.

 - И мост, и храм построены еще до первой мировой войны, одними и теми же итальянскими мастерами и по одной и той же технологии. К тому времени итальянцы изобрели особый цемент, который прочно и надежно скреплял песок, глину, гравий, арматуру и другие материалы. И с помощью специальных оснасток это позволяло выливать из приготовленного бетона на месте любые объекты. На тот период это было самое современное и уникальное производство, которое применяется и сегодня. Одна из итальянских фирм по протекции царского двора заключила договор с Донской почтовой службой на строительство бетонного литого моста через Кумшачку. И в Цимлу пароходами и баржами пошел итальянский цемент и оснастки, а из Ростова-на-Дону – арматура, - рассказывает краевед. – Насколько прочна конструкция вы можете судить сами – во время второй мировой войны по этому мосту шли танки – и ничего. Уже в советское время рядом с итальянским мостом был построен современный автомобильный мост, так вот его ремонтировали уже раз шесть, а Бушевский мост стоит и стоит. Люди до сих пор им пользуются: скот перегоняют, на машинах переезжают, когда Кумшак разливается.

С тех пор как появился новый автомобильный мост, за старым мостом никто не смотрит. Естественно, он разрушается.

- Мы, давно, правда,  обращались и в министерство культуры, и в Росавтодор (все-таки мосты – это их хозяйство), но результатов никаких не увидели, - говорит Николай Сивашов. - В Росавтодоре было загорелись, даже хотели поставить памятник столетнему мосту - единственному в регионе. Но потом там сменился начальник и все заглохло. А в минкультуры нам сказали, что оба памятника не входят в реестр историческо-культурных памятников региона.

Действительно, в перечне объектов культурного наследия Ростовской области, опубликованном на сайте министерства культуры РО ни моста, ни храма нет.

- Это очень странно, - говорит председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников  истории и культуры  Александр Кожин, - такие уникальные объекты должны быть включены в реестр. Я был на этом мосту, видел его,  и понимаю, за что бьются дубравненцы. Такие сооружения должны остаться нашим потомкам. Тем более, что в районах Ростовской области таких уникальных памятников истории – не так уж много. Его, как и храм в Карповском, нужно срочно брать под опеку государства.

По словам руководителя Красноярского сельского поселения Владимира Светличного, куда входит поселок Дубравный, и мост и храм входят в проекты туристических маршрутов, которые сейчас разрабатываются в администрации района.

 - Нам есть что показать и о чем рассказать:  мост,  храм,  петровские шлюзы,  пороховой погреб Парамонова,  - говорит Владимир Светличный. – Более того, энтузиасты-историки сейчас работают в архивах Москвы, где сохранились изначальные  изображения Бушева моста. Его нужно не просто отремонтировать, а реконструировать. И я боюсь, что без специалистов-архитекторов мы своими силами с этим не справимся. Уж не говорю о средствах – не потянем.

С ним совершенно не согласны жители Дубравного: «Обследование моста специалистами показало, что ремонт моста возможен на уровне местных строительных организаций, без привлечения специализированных реставрационных структур». Пока идут споры, поиск денег и подрядчиков – мост стоит. Хорошо строили 100 лет назад.

Историческая справка:

Почтовая дорога войска Донского, так называемый "Царицынский тракт", из станицы Старочеркасской в г.Царицын проходила через поселок Дубравный. Сейчас тракт стал современной автодорогой Цимлянск-Шахты. На правом берегу реки Кумшак располагалась почтовая станция "Кумшацкая". В 1914 году, по царскому Указу, через реку Кумшак итальянскими мастерами был построен уникальный монолитный железобетонный мост, прозванный казаками "Бушевский" по фамилии станционного смотрителя Бушева Елпидифора Ипполитовича, инициатора строительства моста.