На Ставрополье не утихает война с памятью. Несмотря на протесты патриотической общественности, группа местных защитников творчества Ильи Сургучёва (1881-1956), 26 февраля попыталась инициировать очередную выставку, посвященную писателю-эмигранту. Новый скандал едва ли не набрал обороты, грозя выйти за местные рамки, и ещё больше привлечь внимание к противоречивой фигуре Сургучёва, которая иллюстрирует острую тему недопустимого нравственного заблуждения по отношению к истории нашей Родины.

Илья Сургучёв во время Второй мировой войны оказался среди русских эмигрантов в оккупированном нацистами Париже. Он приветствовал нападение нацистской Германии на СССР, увидел в акте фашистской агрессии перспективу освобождения России от большевизма. Сургучёв встал на путь сотрудничества с оккупантами − печатался в нацистских газетах «Парижский вестник» (Париж) и «Новое слово» (Берлин), где его заметки соседствовали с портретом Гитлера и статьями, восхвалявшими фашизм. В своем дневнике Сургучёв оставил недвусмысленные записи − восторженные оценки о начале войны, о нападении фашистов на СССР, одобрение нацистов как «настоящих людей и освободителей».

В сургучёвском «Парижском дневнике 1940-1945 годов» эксперты нашли признаки реабилитации фашизма, особенно в словах, где писатель радуется, что немцы объявили войну Советам, что в 1942 году они «очистили» Ворошиловск (Ставрополь), в сравнении «евреев со сперматозоидами», а также в призыве не забывать, что Адольф Гитлер, по мнению Сургучева, – «настоящий художник».

«1 июля 1941 года. Когда 22-го числа я наклонился над газетой и прочитал, что началась война с Россией, у меня на мгновение … закружилась голова и какая-то отдалённая надежда, как звезда, свет которой долетает до Земли в миллионы лет я почувствовал, как возвращается молодость, и из газетного крупного шрифта я пью фаустовское вино»;

2 июля 1941 года. «И в такие исключительно жгучие дни на русских людей свалилась такая сногсшибательная новость, как объявление немцами войны большевикам. Немцы пошли на большевиков… Начинают по-живому поблёскивать и набираться старого цвета уже начавшие выцветать глаза»;

4 августа 1941 года. «Россия горит, трещат города, великая страна в костре очищается от душевной болезни, греха-скверны, Россия несёт великие казни»;

5 июля 1942 года. «Историческая дата: сегодня вышел первый номер русской эмигрантской газеты «Парижский вестник». Господа! Берегите этот номер и передайте его по завещанию вашим наследникам: когда-нибудь, пройдут сроки, и за него коллекционеры будут платить бешеные деньги. Как зеницу ока, берегите последние номера «Возрождения» и «Последних Новостей»: на них можно будет купить автомобиль»;

19 июля 1942 года. «Отрадно видеть, в какой последовательности возрождаются к новой жизни освобождённые (немцами от русских. – ред.) русские города»;

5 августа 1942 года. «Ворошиловск (Ставрополь) взят… Ворошиловск очищен. И первый раз в жизни я ощутил новое, неведомое чувство: смесь радости, печали, горечи, внутренней улыбки, внутри пролившейся слезы». (Выдержки из дневника Сургучёва «Парижский дневник. 1940-1945», а также из статей Сургучёва, опубликованные в нацистских газетах «Парижский Вестник» и «Новое дело»).

Можно ли оправдать такое восхищение фашизмом? Вероятно, положительно на вопрос ответят те, кто напрочь позабыл все преступления фашистов на территории СССР. А ещё те, кто имеет цель переиначить факты истории, умиротворить фашизм, переписать действительность так, чтобы переложить на СССР, а сейчас и на современную Россию всю вину за трагедию Второй мировой войны, чтобы принизить значение и роль СССР в Великой Победе над фашизмом.

Во время войны представители белой эмиграции разделились по своему отношению к нацизму. Например, философ Николай Бердяев, эмигрант и антикоммунист, не раз негативно оценивал национал-социализм и его расовую доктрину. Бердяев писал:

«В атмосфере русской эмиграции есть что-то тяжелое, есть сторонники Гитлера и немцев. Все это очень обострилось, когда началась война против России. Вторжение немцев в русскую землю потрясло глубины моего существа. Моя Россия подверглась смертельной опасности, она могла быть расчленена и порабощена. Немцы заняли Украину и дошли до Кавказа. Поведение их в оккупированных частях России зверское, они обращались с русскими как с низшей расой. Это слишком хорошо известно.

Было время, когда можно было думать, что немцы победят. Я все время верил в непобедимость России. Но опасность для России переживалась очень мучительно. Естественно, присущий мне патриотизм достиг предельного напряжения. Я чувствовал себя слитым с успехами Красной армии. Я делил людей на желающих победы России и желающих победы Германии. Со второй категорией людей я не соглашался встречаться, я считал их изменниками. В русской среде в Париже были элементы германофильские, которые ждали от Гитлера освобождения России от большевизма. Это вызывало во мне глубокое отвращение».

Как же эти мысли Бердяева отличаются от того, что писал в своём дневнике Сургучёв!

Многие русские эмигранты вообще не приняли фашизм. Они осудили нападение Гитлера на СССР, большая их часть отказалась сотрудничать с немцами. Были и такие, кто встал на путь открытой борьбы с фашизмом с оружием в руках. Во Франции десятки тысяч русских эмигрантов, сражались с фашистами в рядах французского Сопротивления, воевали там, где только могли с гитлеровской чумой. Эти люди не уподобились пассивному созерцанию происходящего, а выбрали активную борьбу с мировым злом.

Чтобы дать им должную оценку и проследить динамику в изменениях личности писателя, ещё раз обратимся к фактам его биографии.

«Если око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Если свет, который в тебе, тьма, то какова же есть тьма? − спрашивает святой Иоанн Златоуст. «Как при слепоте очей и прочие члены, тела не пользуясь более светом, очень ослабевают в своей деятельности, так равно и по растлении ума жизнь твоя исполнится бесчисленных зол» , − гласит Евангельская мудрость. Эти строки довольно точно иллюстрируют безвольную жизнь Ильи Сургучёва.

Живя в России он был знаменит, хорошо образован, знал четыре иностранных языка, не был стеснен в средствах. О нем многие восторженно говорили: талантливый писатель, гимназист-ставрополец, студент-петербуржец, писатель-парижанин. Он много путешествовал по Европе, посещал Испанию, Антверпен, Бельгию, много ездил по другим разным странам. Он не знал бедности, не замечал несправедливости и притеснения рабочих и крестьян своих земляков-ставропольцев, не желал слышать о расслоении в обществе, не думал, или просто не хотел замечать революционных настроений в простом народе. Происшедшую революцию он принял с остервенением, нашел себя в рядах армии Врангеля, примкнул к Белому движению, в рядах которого прошёл путь борьбы с большевиками − возглавил отделение «Осведомительного агентства» или сокращенно «Осваг» в Добровольческой армии. Россию навсегда покинул в 1919 году.

Но в Европе нравственные противоречия в его душе только усугубились. Особенные негативные изменения произошли с Сургучёвым в 1940 году, когда Францию оккупировала фашистская Германия, и гитлеровцы вошли в Париж. Многие русские эмигранты тогда бежали в свободную зону. Но Сургучёв не просто остался, а стал сотрудничать с оккупантами, возглавил «Русский писательский союз», печатал очерки и писательские заметки для пронацистских газет, организованных фашистами, в качестве рупора «белого движения». В 1942 году Сургучёв с разрешения немцев организовал «Театр без занавеса», где в шутливых спектаклях играли русские эмигранты. И происходили постановки в то время, когда многие французы-участники Сопротивления подвергались репрессиям, гонениям и преследованиям фашистов.

Конечно же Сургучёв писал не в пользу СССР – писал согласно своим убеждениям. Но он ни разу не написал ни одной строчки против или в осуждение преступлений Гитлера и гитлеровцев. Не это ли плоды нравственной деградации? Успешный человек, белый офицер, патриот России (так он сам о себе заявлял), не смог разобраться в действительности, закрыл глаза на преступления нацистов, занял пассивную позицию прихлебателя и пособника оккупантов. Это вылилось в проявление слабости, безволия, отсутствие стремления противостоять злу, и как следствие, обострило нечеловеческое желание − во что быто ни стало сохранить свою жизнь, даже путем предательства идеалов честного человека.

После освобождения Парижа от фашистов Сургучёв был арестован французской полицией по обвинению в сотрудничестве с нацистами, признал вину и провел полгода в тюрьме. Остаток жизни Илья Сургучёв прожил далеко от России. Назад он не вернулся. Он не чувствовал ответственности за своё Отечество, его особо никогда и не волновала судьба родного государства – ему вполне было спокойно жить без России.

Можем ли мы сегодня без сомнений в душе ориентировать нашу молодежь на противоречивые примеры подобных людей? Категорически − НЕТ!

«Нам Господь даровал ум для того, чтобы мы рассеивали мрак неведения, имели правильное понятие о вещах и, пользуясь им, как орудием и светом против всего скорбного и вредного, пребывали в безопасности», − говорится в Евангельских мудростях.

Что касается современной России, то творчество Сургучёва сегодня в масштабах страны практически незаметно. Интерес к его фигуре преувеличен и искусственно раздут. Совпало или нет, но «слава» о творчестве Ильи Сургучёва была инициирована далеко за пределами России. Несколько лет назад в Москве, Петербурге, и в Ставрополе неожиданно начали печатать сочинения Сургучёва, в театрах поставили несколько пьес, организовали «чтения» и выставки творчества писателя.

Все это сопровождалось восторженным одобрением из-за рубежа. Американское СМИ «Радио Свобода», в 2018 году писала: «На самом деле, когда в России будет выстроена нормальная, естественная история русской литературы первой половины 20-го века, свободная от групповых, идеологических, эстетических пристрастий, которые до сих пор очень часто определяют те или иные оценки, Илья Сургучёв в истории русской литературы займёт одно из самых почетных мест».

Итак, похоже, что наши западные псевдодрузья в очередной раз предлагают нам своего «идола», так сказать «светоча» русской литературы, в качестве наглядного примера чего-то, с их стороны, «абсолютно прогрессивного». При этом, они ни слова не говорят о коллаборационизме! Готовы ли мы безропотно принять этот «культурный» американский замес в котором многое от лукавого? Зачем, например, в библиотеке Конгресса США организован целый отдел русской белоэмигрантской литературы, где хранятся зарубежные издания генералов: Краснова и Шкуро, писателей: Бунина, Шмелева, Ширяева, Туроверова, Сургучёва. Напрашивается мысль, что произведения этих авторов были не случайно собраны в одном месте. Похоже, что делалось это как бы в прок, для чего-то особенного.

Именно сюда, в библиотеку Конгресса США, в поисках неведомой «правды», стремятся попасть сегодня многие русские «демократы», в частности, большой любитель творчества Сургучёва, его библиограф, профессор Ставропольского университета − Александр Фокин. Вероятно, учёный верит в западную мифологию, что только здесь, ему волшебным образом откроются самые сокровенные тайны неизвестной сургучевской жизни.

Так кому же нужно, чтобы имя безвольного соглашателя носили российские школы, и улицы? Может пора прекратить смешивать либеральную политику и воспитание детей. Что полезного может дать молодежи такой негативный пример?

Мы чтим совсем других Героев, тех, кто без колебаний в душе и часто добровольно, вставал в ряды борцов с фашизмом и погибал за свободу России. Память о настоящих защитниках Отечества, о трагедиях войны, об исторической правде будет сохраняться в российском обществе несмотря на любые попытки Запада оправдать преступления нацизма.

Сегодня на территории России Запад развязал небывалую войну за умы российской молодежи. Раз от раза информационные центры США, Великобритании и их европейские сателлиты предпринимают попытки переиначить историю, вслед за этим изменить взгляды российской молодежи на выгодный западу лад. На это тратят колоссальные деньги. Цель антироссийской пропаганды − вселить россиянам сомнения о преступной сущности нацизма, оправдать и обелить абсолютное мировое зло − фашизм, объявить аксиомой несуществующую вину России, чтобы в конечном счете лишить людей веры в своё Отечество и расшатать стабильную обстановку в стране. Для этого «акулы» Запада готовы применить любые безнравственные и даже незаконные методы.

Дальнейшая реабилитация литературного наследия Ильи Сургучёва, вызывающая так много вопросов, в этом смысле играет в полный унисон с устремлениями противников России. Ясно, что в этой теме мизерно мало литературы, но много западной политики.

Представители МОД «Родительского Комитета» СКФО вне классно предложили старшеклассникам одной из школ по желанию высказать своё отношение к позиции Ильи Сургучёва, оправдавшего нападение фашистской Германии на СССР. 14% из опрошенных молодых людей осудили Сургучёва, посчитав его поведение проявлением пособничества фашистам. Другие 86% высказали равнодушие к этой теме, заметив, что на первом месте их волнует учёба, или они затрудняются с ответом .

Такой результат опроса потрясает. Пассивное отношение молодёжи к актуальным морально-нравственным вопросам нашей истории тревожит и тяготит душу. Неужели позиция: «А мне и так хорошо», − привлекательнее активной, осмысленной жизни?

Это заставляет вновь обратиться к молодым людям с таким письмом.

Дорогой Друг! Вступая во взрослую жизнь, постарайся быстрее найти себя. Помни, что хорошо жить – это не только отыскать возможность богато одеваться, в достатке есть и пить, но это также − достойно жить в соответствии с высоко нравственными законами, разделять со старшим поколением долю ответственности за судьбу нашей Родины. Человеческие ценности − честность, справедливость, мужество, преданность, доброе дело, сила воли – во все времена имеют особое − решающее значение в жизни. Именно эти качества позволили нашим предкам спасти Родину от катастроф, обрушившихся на наше государство после революции 1917 года и нападения германских фашистов в 1941 году. Нашему народу потребовались колоссальные усилия, чтобы отстоять свободу и независимость России, одержать Победу над фашизмом.

Не забывай, что беды, свалившиеся на головы наших предков, были организованы при активном участии убежденных противников России в Европе, Англии, США, в других странах Запада. Эти антироссийские силы, до сих пор не поменяли своей враждебной позиции. Германский милитаризм с его нацистской идеологией во Второй мировой войне стал их послушным инструментом – исполнения агрессии против СССР. Американские СМИ, радио «Свобода» и прочие прислужники западной идеологии сегодня берутся оценивать нашу действительность со своей утопической точки зрения. Они находятся в плену западного либерального (безнравственного) мышления, по сути являющегося одним из разновидностей фашизма.

Дорогой Друг! Люди, выражающие сегодня равнодушие по поводу сотрудничества писателя Ильи Сургучёва с фашистами, искренне радовавшегося нападению Германии на СССР, закрывают глаза на его нравственное падение, на преступные деяния других предателей, тем самым молчаливо поддерживают преступные планы Гитлера «Барбаросса» и «Ост». Эти планы предусматривали уничтожение нашего государства вместе со всем населением, а территория до Урала должна была войти в состав фашистской Германии и называться «Дойчланд» (немецкая страна). Сургучёв ошибочно считал, что гитлеровское нападение – это освобождение России от большевиков. Его нравственные заблуждения привели к предательству.

Нынешние попытки некоторых поклонников Запада, внутри нашей страны, увековечить имена пособников нацистов и открытых предателей – есть ни что иное, как оскорбление памяти павших за свободу и независимость нашей Родины и преступление перед всем человечеством!

Этого категорически нельзя допустить!

Ваша жизнь − в ваших руках! Нравственные заблуждения очень дорого обходятся в жизни. Не будь равнодушным и безвольным, не отрицай уроков прошлого, глубже изучай историю, заботься о будущем России. Старайся досконально разобраться в насущных проблемах, четко выражай свои взгляды и отстаивай свою позицию, не поддавайся на провокации и науськивание поклонников Запада. Сегодня пойти на поводу у США, Англии и прочих хранителей предателей нашей Родины, это значить ввергнуть себя в еще большие страдания, чем пережили наши предки. Помни, правильно мыслить и действовать, важнее, чем много знать!