Известный актёр Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького Александр Волженский, полюбившийся российскому зрителю не только по своим театральным работам, но и по ролям в прекрасных кинокартинах «Ростов», «Формула жизни», «Хрустальное счастье», «Криминальный доктор» и «Смотритель маяка», впервые выступит на донской сцене в качестве режиссёра. Ростовский театральный сезон откроется премьерой его постановки рассказов выдающегося советского писателя, актёра и режиссёра Василия Шушкина.

Заходите, раз пришли

Создатели спектакля, который в ростовском прочтении рассказов Василия Шукшина будет называться «Заходите, раз пришли», пошли на достаточно смелый шаг – провели открытую репетицию для любимого зрителя. Главный режиссёр театра Горького, автор культового для ростовчан спектакля «Тихий Дон» Геннадий Шапошников и его творческая группа дали возможность ростовчанам ещё до премьеры познакомиться с внутренним устройством театральной жизни.

Каждому, кто пришёл в драмтеатр, представилась прекрасная возможность увидеть, как создаётся спектакль, что происходит на репетиции, узнать закулисную и сценическую работу, познакомиться с режиссёром, актёрами, мастерами театральной инженерии и инфраструктуры, открыть для себя наиболее яркие фрагменты будущей постановки – очень тёплой, душевной, трогательной, воспевающей любовь к родной стране, её народу и вообще к людям.

Два Шукшина

Режиссёр «шукшинских рассказов» Александр Волженский, выступающий в этой роли впервые, в интервью Южной службе новостей объяснил, что выбор им автора для будущей премьеры неслучаен. «Шукшин всегда обращался к теме общечеловеческих ценностей, доброты, искренности, открытости, возможно, где-то даже наивности человеческой, - говорит он. – И это то, что роднит практически всех нормальных людей».

Однако, по словам режиссёра-дебютанта, на самом деле, существуют два Шукшина. Один, которого рисуют коллективные, массовые представления людей, – всенародно любимый артист и режиссёр, немножечко писатель, прежде всего, автор «деревенских рассказов» и «Калины красной», простой и родной каждому жителю бывшего СССР, особенно старшего поколения, человек. Про такого Шукшина можно сказать – «соль земли», «дрожь земли» или «нерв земли».

Вместе с тем, есть и второй Шукшин, которого знает не так много людей. «Чтобы увидеть другого Шукшина, - говорит Волженский. – Нужно погрузиться в его полное собрание сочинений, открыть для себя писателя Шукшина, именно писателя, который покажет за собой и Шукшина – человека. Этот Шукшин - более сложный, ищущий, местами даже мечущийся. Порою не покидает ощущение, что он уперся в стену. Словно ходит по кругу. Много рассказов друг на друга похожи. Воспоминания похожи. Мысли городятся одна на другую. В них тоже много похожести. Конфликт города и деревни, который он пытается сделать более выпуклым, иногда кажется достаточно надуманным. Поступки людей – преувеличенными. Ситуации, в которые они помещаются, невозможными. В какой-то момент даже начинаешь с ним ругаться:

Василий Макарыч, ну зачем ты так? Это же не так.

Разговоры о наших людях

«Как человек, Шукшин мне полюбился, стал очень дорог, - говорит Волженский. – И хотя ты вроде бы никогда не знал его лично, в реальной жизни, а открывал только по работам в кино, рассказам и письмам, сложно не понять, что он - человек с огромной душой, огромный трудяга, пахарь невыносимый.  Однажды один из педагогов в институте сказал ему, прочитав пару рассказов, что Шукшин должен писать и дальше. И Василий Макарович стал писать – усердно, последовательно, тщательно. Можно сказать, мучил себя, вымучивал строчку за строчкой. Где-то наблюдения, где-то воспоминания, где-то привнесённое фантазией, но именно так рождались его рассказы».

По мнению режиссёра «шукшинских рассказов», будущая театральная постановка будет интересна и по-своему близка каждому. Более младшее поколение вспомнит своё детство, своих бабушек и дедушек в деревне. Зрелый зритель окунётся в более знакомую атмосферу: ведь каждый из нас был или даже жил в русской деревне, у каждого есть в ней какой-нибудь родственник, мы этот быт и людей знаем не понаслышке.

Однако писательство для Шукшина – не подлинное призвание, считает Волженский. «Его сбили с истинного пути, - говорит он. – Сказали, что писать – это его призвание, Василий Макарович и поверил, и начал писать. А ведь он был прирождённым режиссёром. Гениальным режиссёром. С очень ярким индивидуальным режиссёрским характером. И мне очень жаль, что Шукшин так мало успел снять. Катастрофически мало. А вот рассказов у него много. Но из них надо выбирать что-то особенное. Поэтому то, что мы смогли взять из этих рассказов – это его боль души, то, чем он болел, о чём думал, что пропускал через себя наиболее остро».

Из того, что он написал, по словам Волженского, выбрано самое душевное, самое тёплое, самое человечное для будущего спектакля. Это то, что близко каждому. Это разговоры о наших людях, о нашей деревне, о нашей Родине, в конце концов.

Главный режиссёр - сам Шукшин

«Я прекрасно понимал и помнил: прежде всего, я артист, - говорит Волженский. – И беру на эту постановку таких же артистов, моих коллег по цеху, что называется. Они могут покапризничать, поспорить, не согласиться с чем-то, но радость общей победы, когда всё получается, когда видишь, как рождается из маленьких рассказов-эпизодов большое цельное полотно – это счастье. Ну и, конечно, одно удовольствие работать с очень талантливыми артистами, которые не только воплощают режиссёрский замысел, но и привносят в спектакль что-то своё. Это и Юрий Константинович Добринский, в первую очередь, и Ольга Константиновна Вицман, с которой посчастливилось создавать эту постановку, и Роман Гайдамак, и Алексей Тимченко, и Ольга Васильева, и Елена Климанова, и другие не менее замечательные мастера нашей сцены. Со всеми было работать в кайф».

В то же время, он подчеркнул, что работа режиссёра не менее интересна, чем актёрская игра. «Мне хочется поработать ещё в этом качестве, - говорит дебютант театральной режиссуры. - И я хотел бы этот опыт продолжить. Здесь для меня примером, конечно, является Геннадий Викторович Шапошников, у которого я многому научился, и, благодаря которому этот проект, собственно говоря, и состоялся. Но главный наставник и режиссёр этого спектакля, конечно же, сам Василий Макарович Шукшин, который награждает каждого своего персонажа интересным характером, каким-то своим оттенком или штрихом, делая его индивидуальность неповторимой».

По словам Волженского, можно смело сказать, что спектакль по рассказам Шушкина в Ростове-на-Дону – заслуга самого Шукшина. «Он пишет, как режиссёр, с ним, а точнее с его материалом, работать легко, – говорит автор будущего шукшинского спектакля. – Поэтому Василий Макарович уже изначально всё сделал для того, чтобы эта премьера состоялась и стала для зрителей нашего любимого Ростова и гостей донской столицы приятным и интересным сюрпризом».