Для российской туристической отрасли 2018 год стал поворотным. Яркий, успешный и неповторимый Чемпионат мира по футболу, прошедший этим летом, вновь дал почувствовать россиянам гордость за страну и предоставил отличную возможность продемонстрировать иностранным гостям исконно-русское гостеприимство, современную, благоустроенную и доброжелательную Россию. Восторженные отзывы зарубежных гостей стали главным маркетинговым достижением оргкомитета. Лучшей рекламы страны трудно себе представить. Цифры доходов также впечатляют. Только в Москве болельщики потратили почти 100 млрд. рублей. Не случайно глава ФИФА Джанни Инфантино назвал этот чемпионат лучшим в истории.

Несмотря на то, что в целом динамика положительная, среди наиболее распространенных проблем, мешающих туристической отрасли бурно развиваться, представители регионального бизнеса по-прежнему называют отсутствие стратегии развития, четкого и долгосрочного планирования, дорогостоящие билеты на поезда и самолеты, нехватку качественных недорогих гостиниц, недостаток информации и коммуникации между властью и бизнесом.

С целью пополнить скудные бюджеты муниципалитетов несколько регионов начали в этом году проводить эксперимент по внедрению курортного сбора.

​В Алтайском и Ставропольском краях эксперимент начался в мае. На Алтае он затронул курорт Белокуриху (сбор составляет 30 рублей в день), на Ставрополье — города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск (50 рублей в день).

На Кубани эксперимент стартовал 16 июля, как только завершился чемпионат мира по футболу, и распространился на восемь территорий: Сочи, Анапу, Геленджик, Горячий Ключ и четыре поселения Туапсинского района (Новомихайловское, Джубгское, Небугское и Шепсинское). Отдыхающий на этих курортах платит в день 10 рублей. Власти Крыма перенесли введение курортного сбора на май 2019 года.

Предварительные итоги эксперимента радуют местные власти. За 6 месяцев в Ставропольском крае был собран 141 млн. рублей, что превысило прогнозные значения. За 2,5 месяца в бюджет Краснодарского края поступило свыше 82 млн. рублей сбора, что также значительно превысило план на год. Общая сумма курортного сбора с мая по октябрь в Алтайском крае составила 13,1 млн рублей. Власти обещают, что средства, которые отдыхающие платят за пользование курортной инфраструктурой, пойдут на развитие курортов.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» провели четвертое ежегодное исследование, посвященное развитию внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Итак, в первую группу рейтинга — «Золотую двадцатку» — вошли регионы с 1-го по 20-е место включительно.

№ пп Наименование субъекта РФ Общее количество баллов
1 Город федерального значения Москва 105
2 Краснодарский край 104,4
3 Московская область 104
4 Город федерального значения Санкт-Петербург 103,7
5 Республика Крым 97,4
6 Алтайский край 92,5
7 Свердловская область 92,2
8 Приморский край 92,1
9 Нижегородская область 92
10 Республика Башкортостан 88,2
11 Ставропольский край 88
12 Республика Татарстан 85,4
13 Иркутская область 83,8
14 Пермский край 82,2
15 Челябинская область 81,8
16 Ростовская область 81,2
17 Новосибирская область 81,1
18 Тверская область 81
19 Тюменская область 80,3
20 Самарская область 79,6

Первое место в этом году заняла Москва. Похорошевшая за последнее время столица никого из гостей не оставляет равнодушным. Это особенно отметили болельщики, устроившие настоящий праздник на Никольской и других улицах в центре Москвы во время проведения игр ЧМ-2018. Постоянно организуемые властями красочные фестивали, шоу и праздники уже приучили москвичей чаще улыбаться и радоваться гостям.

Златоглавая лишь на 0,6 баллов обошла лидера прошлогоднего рейтинга – Краснодарский край. Например, совокупные доходы коллективных средств размещения в Москве за 9 месяцев этого года больше, чем на Кубани, а оборот услуг общественного питания столицы более, чем в 2 раза превышает доходы общепита Краснодарского края. При этом черноморские здравницы имеют один из самых высоких показателей по выручке санаторно-курортных организаций, уступая лишь курортам Ставропольского края. Также Краснодарский край имеет самый большой в стране номерной фонд и опережает все регионы по числу ночевок в гостиницах.

Московская область сохранила свои позиции по сравнению с прошлым годом. Она занимает второе место среди всех регионов по обороту общественного питания, имеет высокие показатели по количеству иностранных туристов, количеству работающих турфирм и их доходам. Кстати, именно в Подмосковье этим летом базировалась часть команд футбольного первенства.

Санкт-Петербург улучшил свои показатели и перешел на одну ступень вверх в рейтинговой таблице. Северная столица является безусловным лидером по публикациям в СМИ и числу работающих турфирм, находится на втором месте после Москвы по количеству размещенных иностранцев.

Крым, потерявший одну позицию с прошлого года, замыкает пятерку лидеров рейтинга.

Улучшили свои показатели Алтайский и Приморский края, Республика Башкортостан и Свердловская область. Нижегородская область, переместившаяся с 8 на 9-ое место, также попала в ТОП-10 рейтинга.

Неплохо прибавили по сравнению с прошлым годом Новосибирская, Челябинская, Тюменская, Самарская области и Республика Татарстан. А вот Ставрополье и Ростовская область, наоборот, уступили свои позиции.

Тюменская область, активно развивающая свои туристические маршруты, в том числе связанные с историей императорской семьи Николая II, уникальные «нефтяные» маршруты, грамотно продвигающая свою сибирскую жемчужину – Тобольск с его знаменитым кремлем, – впервые вошла в «золотую двадцатку» лидеров рейтинга.