Взаимодействие между Россией и США по вопросам обеспечения информационной безопасности было заморожено в 2014 году на фоне конфликта вокруг Украины. Тогда Вашингтон заблокировал большинство существовавших ранее двусторонних механизмов, в том числе в киберсфере.

Вплоть до недавнего времени сотрудничество двух стран в киберпространстве было сведено к минимуму. Однако возобновить контакты в киберсфере этой весной предложил президент США Джо Байден после атак на ряд крупных американских энергетических и промышленных компаний.

Итогом возобновления контактов в формате Кремль—Белый дом стало восстановление взаимодействия в рамках американо-российского Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 года.

В результате из США стали поступать недостающие материалы для уголовно-процессуального пресечения деятельности ряда международных кибергруппировок, в частности Evil Corp., TrickBot и REvil. Российской стороной также запрошены имеющиеся у американских коллег сведения о деятельности группы хакеров, связанных с использованием вредоносного программного обеспечения REvil / Sodinokibi.

Кроме того, американцев проинформировали о пресечении деятельности преступной группировки, использовавшей вредоносные Dyre / TrickBot, и привлечении виновных к уголовной ответственности.

Также были «активизированы ранее игнорировавшиеся США контакты между национальными центрами реагирования на компьютерные инциденты», «налажены обмен информацией о компьютерных атаках, совершаемых из информационного пространства обеих стран, а также оперативное подтверждение полученной информации и ее проработка уполномоченными органами».

Возобновление переговоров показывает, что сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают такое же решающее воздействие на национальное и глобальное развитие, определяя статус государств на международной арене, как ядерные технологии в 40-е годы прошлого века или ракетно-космические в 50-60-70-е годы.

Однако далеко не всем на международной арене были очевидны издержки глобальной цифровизации, возникающие в связке с ней уязвимости и стратегические проблемы.

Россия, стоящая у истоков переговорного процесса по вопросам международной информационной безопасности (МИБ) и более двадцати лет формирующая основные концептуальные подходы и передовые идеи, уловила новые вибрации киберсферы.

Директор департамента международной информационной безопасности МИД России Андрей Крутcких отмечает, что Россия стала инициатором создания нового алгоритма переговорного процесса по вопросам МИБ.
«Основным внешнеполитическим приоритетом России в области международной информационной безопасности остается формирование глобальной системы, основанной на принципах предотвращения конфликтов в информационном пространстве и поощрения использования ИКТ в мирных целях. В этой связи мы активно работаем над тем, чтобы профильный переговорный процесс под эгидой ООН носил непрерывный и преемственный характер. Для этого в 2018 г. по российской инициативе был запущен принципиально новый формат – Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС), участие в которой, в отличие от предыдущих тематических площадок, принимают все 193 государства-члена ООН. Учредив, совместно с нашими партнёрами, новую РГОС на период 2021-2025 гг., мы смогли закрепить на долгосрочную перспективу инклюзивный и подлинно демократичный механизм, одним из приоритетов деятельности которого будет выработка универсальных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информпространстве», – отметил эксперт.

Директор департамента также заявил, что значительные позитивные сдвиги наблюдаются в противодействии киберпреступности.

«Разгул киберкриминала, который наиболее ярко проявил себя в период пандемии COVID-19, затронул все без исключения страны и слои общества, представ уже глобальной проблемой, которая требует соответствующего ответа. Эта «индустрия» является высоко прибыльной, но при этом ее деяния не всегда наказуемы. Международное сотрудничество правоохранительных органов в этой сфере, мягко говоря, далеко от идеала и нуждается в серьезной международно-правовой настройке. Российские инициативы в ООН как раз четко реагируют на эти вызовы современности», – отметил Крутских.

В этом году был внесен очередной проект резолюции Генассамблеи ООН по этой теме. Задачей было выработать и утвердить правила работы созданного по инициативе России и еще 46 государств Специального межправительственного комитета экспертов открытого состава для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях, чтобы дать старт практической разработке конвенции. Документ был принят консенсусом.

Российские дипломаты в непростой политической конъюнктуре за год создали и запустили полноценную переговорную площадку. Теперь все карты в руках правоохранительных органов и юристов, которые в реальной жизни борются с киберкриминалом.

Эксперт добавил, что важно понимать, что будущая конвенция не решит все проблемы с киберпреступностью.

«Это лишь часть наших комплексных усилий, но она позволит сделать важный шаг в сторону консолидации мирового сообщества, обменяться передовым опытом, лучшими наработками, чтобы потом получить качественный механизм взаимодействия. Также мы убеждены, что при создании такого сложного международного инструмента необходимо соблюсти баланс между размахом конвенции и защитой прав человека, учесть интересы бизнеса и возможные правовые коллизии. Сейчас для всех нас появился исторический шанс объединить усилия и сделать большой шаг вперед в борьбе с общим врагом – киберпреступностью. Все предпосылки для этого созданы. Задача стоит сложная, но нас это не должно пугать», – добавил директор департамента.

Также Крутских заявил, что сегодня уже недостаточно выстраивать международное сотрудничество в киберсфере, основываясь лишь на традиционных форматах двустороннего и многостороннего взаимодействия.

«Россия открыта для контактов в рамках киберальянсов, которые необходимо возводить в дополнение к действующим международным объединениям традиционного типа», – добавил эксперт.

Сегодня Интернет превращается в главную платформу для распространения не только информации, но и различного рода политических манипуляций. Основным инструментом в этом процессе являются уже не классические СМИ, а различные цифровые платформы, социальные сети и мессенджеры, которые при определенных условиях могут выступить источником дестабилизации любого общества и ресурсом давления на государственную власть.

В то же время проводимая западными ИТ-гигантами жесткая политика управления контентом начинает принимать форму цензуры. Вопреки декларируемым целям защиты свободы слова, такие компании, как Google и Facebook, активно вмешиваются в дела неугодных СМИ и блогеров – удаляют контент или блокируют целые каналы. Сегодня именно они представляют главный источник информационной угрозы для цифрового суверенитета большинства государств мира. Например, в мае 2020 г. аккаунты информационных агентств News Front, Anna News и ТРК «Крым-24» на YouTube были удалены без объяснения причин и предварительных уведомлений; в июле – удален аккаунт телеканала «Царьград».

Но есть и другой аспект этой проблематики – ответственность владельцев соцсетей за распространение размещенного пользователями запрещенного контента.

Россия последовательно выступает за интернационализацию управления Интернетом, повышение роли государств в этом процессе. Регулирование Интернета исключительно частным сектором, где нивелирована роль государств, являющихся гарантом прав и свобод своих граждан и играющих основную роль в вопросах экономики, безопасности и стабильности критической информационной инфраструктуры, уже давно обнаружило свою неэффективность.

Стоит отметить, что по данным Национального координационного центра по компьютерным инцидентам, США входят в число стран, с территории которых в последние годы совершается наибольшее количество кибератак на российскую инфраструктуру.

«Что касается вопроса о вредоносной активности, фиксируемой с территории США, то, по данным Национального координационного центра по компьютерным инцидентам, большинство кибератак на Россию в 2020 году осуществлялось из адресного пространства США, Германии и Нидерландов», — заявил сообщил заместитель главы МИД России Олег Сыромолотов.

Он уточнил, что нападения совершались на объекты, связанные с разработками вакцин, государственного управления, финансового сектора, военно-промышленного комплекса, науки, образования, здравоохранения и транспорта.