В Брюсселе прошел саммита ЕС, в ходе работы которого стало известно о присвоении статуса Молдавии и Украине статуса страны-кандидата на вступление в союз. Украина подала заявку 28 февраля 2022 года, Молдавия заявила о своей позиции позднее 4 марта, но очевидно, что столь быстрое признание подобного статуса продиктовано отнюдь не экономическими, а политическими соображениями. Несмотря на то, что и европейские политики с восторгом охарактеризовали день 23 июня как исторический, и лидер Молдавии  Майя Санду заявила о том, что у Молдавии есть будущее в Евросоюзе, данный статус большинство стран пока не вступивших в Евросоюз, но собирающихся это сделать, имеют уже много лет. Так, Сербия, президент которой обеими руками голосует за вступление в Евросоюз, имеет этот статус с 2012 года. Турция, чьи 35 тыс. кв. км находится в Европе (это крайний юго-восток Балканского полуострова, Восточная Фракия), является страной-кандидатом с 1999 года, а заявку страна подала, смешно сказать, в далеком 1987 году! И несмотря на все усилия и даже шантаж по вопросу мигрантов со стороны президента Эрдогана, Турция по сей день не является страной-членом ЕС. Хорватия, самая последняя из стран, которая вступила в ЕС в 2013 году, проходила в этом статусе целый десять лет. 

Цинизм всей этой ситуации заключается в том, что еврокомиссары перед тем, как поманить к себе страны, бывшие республики СССР, изменили законодательство и теперь начало вступление в ЕС в виде статуса страны-кандидата ровным счетом ничего не означает. Если ранее эта процедура обязательно должна была закончиться вступлением страны в ЕС, то теперь страны-участницы ЕС могут приостанавливать, замораживать или даже останавливать вступление страны в ЕС.

Но главное заключается не в этом. Очевидно, что вступление в ЕС сегодня обусловлено не экономическими реалиями, не действиями государств по сокращению бюджетного дефицита (дефицит самих стран-участниц еврозоны составляет на 2020 год 1 трлн. евро), а политическими угрозами в адрес России. Поэтому верней помнить другую дату. 30 лет назад, 19 июня 1992 года развернулись кровопролитные бои между приднестровскими ополченцами и молдавскими вооруженными формированиями за контроль над городом Бендеры. В боях на площади у здания исполкома города погиб походный атаман Черноморского казачьего войска Приднестровья Семен Дриглов. В историю эти события вошли как Бендерская трагедия. Жертвами трагических событий стали сотни людей, еще сотни получили ранения, а примерно 100 тысяч человек стали беженцами из своей страны. 

Предыстория этих событий точно такая же, как и у событий на Украине после 2014 года. В стране начали формироваться националистические группировки. Согласно законопроекту «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» предусматривалось признание молдавского языка государственным языком республики, лишение родителей права выбора языка обучения детей, административная ответственность за использование иного языка, кроме государственного, в официальной документации и официальном общении. Представители народов, русские, гагаузы, болгары, которые населяли бывшую советскую республику, становились изгоями в собственном доме, были лишены права занимать руководящие должности.  

До событий 2014 года в Донбассе оставалось еще 24 года. К сожалению, и сегодня Приднестровье является объектом неприкрытого давления и диверсий. Эти события свидетельствуют о том, что генерация политиков третьего десятилетия 21 века не менее безответственно относится к интересам народов своих государств, чем политики 90-х.  Отказ прислушиваться к мнению своих граждан лежит в основе большинства трагедий и региональных конфликтов.