Несмотря на принимаемые государство и обществом меры уровень коррупционных правонарушений в России продолжает расти. В 2019 году по данным Генпрокуратуры РФ количество коррупционных преступлений выросло на 3,6%. При этом, за год увеличилось количество взяток на 35,4%, а посредничества при взятках — на 46,4%.

СК России за 2019 год приводит свою статистику, согласно которой за коррупцию были осуждены 6 902 представителя государственной службы. Среди которых 50 адвокатов, 120 глав муниципальных образований, 476 представителей органов местного самоуправления, шесть судей, 752 сотрудника МВД России, 181 сотрудник ФСИН России, 84 сотрудника ФССП России, 34 сотрудника ФТС России, 51 сотрудник МЧС России, девять сотрудников прокуратуры.

Кроме этого, в 2019 году направили в суд уголовные дела в отношении 27 сотрудников ведомства.

А теперь внимание, ущерб от коррупционных преступлений составил 2,47 млрд рублей, арестовано имущество на 12,9 млрд рублей.

Поэтому поиск эффективных алгоритмов противодействия коррупции, осуществляемый в ходе научных форумов, встреч, дискуссий сегодня весьма актуален. Ведь только научная мысль может выработать оптимальную модель воздействия на коррупцию, которую должны реализовывать компетентные органы, если не полного ее искоренения, то хотя бы минимизировать до приемлемого уровня.

Так, 17 июня в Северо-Кавказском федеральном университете прошел VII Всероссийский научно-практический круглый стол «Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России», в ходе которого ученые, эксперты и практики из правоохранительных структур, в режиме видеоконференции, обсудили проблемы формирования действенной антикоррупционной правовой политики в нашей стране.

Модератором мероприятия выступил Арушан Вартумян – доктор политических наук, профессор, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор кафедры истории и философии права филиала Северо-Кавказского федерального университета в Пятигорске. С докладами выступили известные ученые: Александр Малько, Людмила Тхабисимова, Татьяна Голубева, Бигрузи Сулейманов, Ирина Клименко, Андрей Мазуренко, Федор Валяровский и другие.

По результатам обсуждения участники круглого стола приняли резолюцию, содержащую рекомендации по совершенствованию алгоритма противодействия коррупции.

Член организационного комитета Круглого стола, доктор юридических наук, профессор, руководитель Научно-учебного центра противодействия коррупции Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте России (Москва) Сергей Воронцов в своем выступлении отметил, что актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена необходимостью в течение двух ближайших лет преодолеть спад экономики, вызванной коронавирусом, и выйти на устойчивые темпы роста ВВП, позволяющие стабильно наращивать реальные доходы граждан. Реализация такого плана обойдется бюджету страны в пять трлн рублей.

По мнению эксперта, столь значительные финансовые потоки потребуют реализации системных антикоррупционных мер, о необходимости которых Президент России говорил на расширенной коллегии ФСБ в феврале 2020 года.

«Активно очищать от криминала стратегически важные отрасли экономики, использовать положительный опыт по выявлению преступных схем в финансовой и налоговой сферах, в топливно-энергетическом и оборонно-промышленном комплексе. Одновременно должны быть защищены от коррупционеров бюджетные средства, выделенные на реализацию национальных проектов, государственных и муниципальных программ», – заявил Путин.

Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что указанные задачи необходимо решать комплексно, с использованием современных цифровых технологий, что невозможно обеспечить без соответствующего научного сопровождения.

Именно этими научными разработками сейчас занята команда ученых, включающая докторов наук, профессоров Сергея Воронцова, Алексея Овчинникова, Алексея Мамычева и доцента Артура Кравченко, которые выполняют научно-исследовательскую работу государственного задания «Разработка системы мер и юридических механизмов противодействия коррупции в условиях цифровизации государственного управления и экономики».

Профессор Овчинников, отметил, что сейчас на цифровые технологии для противодействия коррупции возложены большие ожидания и следует проанализировать их перспективы.

«Выявляются риски и новые угрозы коррупциогенного характера в связи с цифровизацией государственного управления, распространения «умных вещей», создания «умных городов», хранения больших данных, цифровых валют», – отметил профессор Овчинников.

Эксперт привел аргументы в пользу активной разработки новых направлений борьбы с коррупцией, в том числе с использованием AI и сформулировал вывода, что цифровизация способна существенно повысить открытость, публичность и прозрачность государственного управления, выявить коррупциогенные связи, схемы и отношения, оптимизировать антикоррупционную деятельность правоохранительных органов и ограничить возможности коррупционеров, но она же способна породить новые сферы коррупции, облегчить финансовую теневизацию коррупции.

Среди приоритетов антикоррупционной правовой политики в условиях цифровизации экономики Овчинников отметил необходимость минимизировать контакты чиновников и граждан, сделать максимальную прозрачность управленческой деятельности, для начала цифровизировать наиболее коррупциогенные сферы, устранить барьеры для бизнеса, выявить конфликты интересов поисковыми системами.

При этом ученый добавил, что цифровые технологии не стоит рассматривать в качестве единственного средства борьбы с коррупцией. При их использовании необходимо гарантировать защиту персональных данных и частных прав граждан.

Профессор Сергей Воронцов отметил, что сегодня как никогда необходима выверенная, взвешенная антикоррупционная правовая политика, которая найдет свое практическое применение.

«Цифры свидетельствуют не только о том, что в стране ведется бескомпромиссная борьба с коррупцией, но и о том, что карательные методы не приводят к снижению уровня этого опасного феномена. На место арестованных коррупционеров приходят будущие фигуранты новых уголовных дел, стремящиеся попасть на государственную и муниципальную службу не для того, чтобы служить обществу и государству, а для того, чтобы использовать должностные полномочия вопреки законным интересам общества и государства для незаконного обогащения», – отметил профессор.

Эксперт отметил, чтобы минимизировать коррупцию, как социально-правовое явление, необходимо не только выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать коррупционные правонарушения, но и устранять причины и условия, порождающие коррупцию.

В завершении форума профессор Сергей Воронцов ответил на несколько вопросов «Южной службы новостей».

Сергей Алексеевич, для противодействия коррупции необходим комплекс мер. Что это за направления?

Состояние отечественной системы антикоррупционных мер, их законодательное регулирование, правоприменительная и судебная практика, позволяют указать на недостаточность разработанных и применяемых мер с точки зрения получения социально значимых результатов противодействия коррупции.

Это негативно сказывается на социальных ожиданиях населения, не отвечает интересам укрепления национальной безопасности, необходимости защиты сферы государственного управления, способствует росту числа правонарушений коррупционной направленности.

Прежде всего, необходимо на научном, а не публицистическом уровне, осуществить системный анализ социально-исторических причин и условий, порождающих коррупционные явления. Следует понять, почему попытки наших предшественников минимизировать взятки должностных лиц, запретить получение подарков чиновниками, исключить участие чиновников в коммерческой деятельности, побороть поборы на дорогах и др. не дали позитивного результата. Мы должны выявить социально-психологические, экономические и иные факторы, влияющие на формирование толерантного отношения к коррупции и фактам коррупционного поведения на уровне бытового сознания и социальной психологии. Знание этих категорий позволит подойти к решению задачи научного определения природы коррупции и форм ее проявления в современном российском обществе, разработки на данной основе идеологии борьбы с этим опасным явлением.

В последние года власть привлекает молодежь к реализации различных стратегий, выработке мнений. Чем она может помочь в противодействии коррупции?

Не можно, а нужно активизировать реализацию государственной антикоррупционной политики в молодежной среде и рассматривать молодежь как полноценного партнера, и предлагать те форматы, которые интересны ей. Необходимость проведения этой работы особо подчеркнул губернатор Ростовской области Василий Голубев на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ростовской области, которое состоялось сегодня, 18 июня. Губернатор поручил разработать план мероприятий на 2020-2021 учебный год, направленный на профилактику коррупционных проявлений в молодежной среде.

У современной молодежи восприятие информации не текстуальное, а «файловое». Молодежь должна выступать, как подчеркнул Василий Голубев не в качестве «воспитуемых», а в качестве партнеров. Поэтому следует на площадках высших учебных заведений формировать инициативные группы студентов и молодых преподавателей, которые будут нацелены на реализацию информационно-пропагандистских технологий, направленных на воспитание у молодых людей нетерпимости к коррупционному поведению и антикорупционное просвещение молодежи.

Последнее время мы с Вами часто затрагиваем тему цифровизации противодействия коррупции, но есть ли для этого инфраструктура и специалисты в учебных заведениях?

Специалисты есть, но стоит уделить внимание разработке программного и учебно-методического обеспечения специализированных образовательных инструментов, способствующих антикоррупционному просвещению и обучению, формированию нетерпимого отношения к любым фактам коррупционных проявлений.

Эти элементы антикоррупционного просвещения должны входить в различные образовательные программы учреждений дошкольного, школьного, средне-специального и высшего образования. При этом форма изложения должна быть доступна уровню развития различных категорий обучаемых, естественно вписываться в процессы социализации. Кстати, об этом аргументированно говорила на заседании упомянутой выше Комиссии, министр общего и среднего образования Ростовской области Лариса Балина.

Сегодня депутаты разрабатывают различные проекты и вносят поправки в антикоррупционный закон. Насколько они действенные?

Антикоррупционные законотворческие инициативы политических партий и общественных движений, представленных в Государственной Думе можно оценить, как несоответствующие уровню угроз. Многие из них демонстрируют запоздалую реакцию на тенденции в сфере коррупции, имеют абстрактный и декларативный характер, принимаются в отрыве от актуальных проблем борьбы с коррупцией, реальных ожиданий и запросов общества.

Ряд научно-теоретических разработок и проектов сводится к формально-догматическому пересмотру ранее принятых нормативных правовых решений.

Как следствие, законотворческая и правоприменительная деятельность в сфере противодействия коррупции систематически демонстрирует не противодействие, а компромисс. Это отрицательно сказывается на авторитете государственных органов, отвечающих за решение задач в сфере борьбы с коррупцией, подрывает веру граждан в верховенство закона, провоцирует правовой нигилизм, неверие в цели и задачи, объявленные антикоррупционной политикой. В результате происходит деформация правосознания граждан, государственных и муниципальных служащих, работников иных органов и организаций.

Таким образом, антикоррупционная политика остается во многом разбалансированной и не вызывает доверия, а, следовательно, и поддержки у значительной части населения.

Антикоррупционные нормы требуют не только легализации, но и легитимации, то есть признания и поддержки гражданами и обществом этой работы в целом. Только сочетание этих двух составляющих может обеспечить повышение эффективности профилактики коррупционных правонарушений в Российской Федерации.