Калининградская область почти месяц находится в сухопутной блокаде со стороны Литвы. Очевидно, что на подобный смелый шаг литовцы пошли с прямой подачи своих западных партнёров. Руководство России в данный момент разрабатывает в отношении прибалтийского государства ответные меры.

После развала Советского Союза Калининград стал самым многострадальным регионом нашей страны, так как оказался в положении эксклава – территории, отделенной от родного государства границами других стран – Литвы и Польши. В советское время первая была частью СССР, а вторая – страной соцлагеря и проблем даже на уровне теоретических умозаключений никогда и не возникало.

После 1991 года два приграничных восточноевропейских государства стали придерживаться преимущественно антироссийского курса. Но пока в 90-е годы Россия проводила прозападный курс, на Западе не позволяли ни литовцам, ни полякам устраивать подобные подлости в отношении Калининградской области. Сегодня же Вильнюс фактически заблокировал сухопутный транспортный коридор, соединяющий материковую Россию с Калининградской областью.

Протяжённость границ Калининградской области, являющихся одновременно и государственной границей Российской Федерации, составляет 540 км. Из них 410 км приходится на сухопутные — примерно поровну на границу с Польшей и Литвой. Есть ещё и 140-километровая морская граница по побережью Балтийского моря. Однако основное сообщение из «большой России» в регион-эксклав шло по суше.

Блокировка транзита из регионов России через Литву и Польшу в Калининград, которую нынешнее антироссийское руководство восточноевропейских стран затеяло после 24 февраля, превращает самый западный регион нашей страны в осаждённую крепость. Сегодня то и дело можно услышать сравнения нынешнего положения Калининградской области с блокадным Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. По предварительным прогнозам, поставки в анклав могут сократиться вчетверо, а список товаров уменьшится наполовину.

«Пока региону удается сдерживать цены на продовольствие, но если сухопутная блокада затянется, подорожание неизбежно. – говорит пресс-секретарь правительства Калининграда Дмитрий Лысаков. - Дефицита пока нет….Часть [перевозок] перевели на доставку морем... Транзит продолжается, корабли плавают».

Однако пассажирское сообщение на данный момент в Калининград с территории «большой России» прекращено. «Поезда из Москвы и Питера в Калининград, часть маршрута которых проходила через Литву, были отменены ещё 6 и 7 апреля 2022 года из-за литовской стороны, - сообщает издание «Комсомольская правда» со ссылкой на правительство региона. - Возобновление поездок отложено на неопределённое время».

Поясняется также, что авиарейсы из Москвы, к примеру, в Калининград сохраняют авиакомпании «Аэрофлот», «Победа», «Россия», «Уральские авиалинии» и «S7». Но в данных чрезвычайных условиях увеличилось расстояние в пути с двух до восьми часов (самолёты огибают морское побережье) и возросла цена - с 2500 тысяч рублей, в среднем, до 11500. Морские паромы при этом идут более полутора суток из ближайшего к региону Санкт-Петербурга и вряд ли могут рассматриваться, как адекватная альтернатива пассажирского сообщения в Калининград.

Литва, конечно, ведёт себя дерзко, но явно опасается ответных мер России. Тут работает логика уличной драки: «мелкого хулигана провоцирует приставать к прохожим более старшее хулиганьё, но когда прохожий неожиданно оказывается спортсменом-разрядником и «даёт леща» маленькому задире, «старших» рядом, как правило, не оказывается». Поэтому Литва ссылается на четвёртый пакет санкций, предусматривающий запрет на перевозку через территорию ЕС ряда российских товаров. Мол, не она всё это придумала, обязали её партнёры.

Однако пока прибалтийское государство говорит про четвёртый пакет, против России был принят уже и пятый, и шестой. И в них была сделана оговорка: ограничения перевозок есть, но Калининград остаётся исключением. И связано это, в том числе, с подписанными в начале 2000-х соглашениями, по которым Литва обязалась не мешать поставкам в российский эксклав, чтобы попасть в Евросоюз. Но Литва либо тупит. Либо хитрит.

Вице-спикер верхней палаты парламента Константин Косачев напоминает, что Литва нарушила все международно-правовые акты, когда запретила транзит товаров. Помимо договоренностей между Россией и ЕС, он вспомнил соглашение по тарифам и торговле ВТО и международные транспортные конвенции.

Однако, надо понимать, что Западу, в целом, всегда было «достаточно фиолетово» на правовую сторону многих вопросов, если они хоть как-то идут в разрез, прежде всего, интересам США. Рассчитывать на то, что в сегодняшних условиях, когда против России фактически развязана гибридная война, им будут важны ссылки на какие-то международные документы, достаточно наивно.

Сегодня необходимо готовиться к худшему варианту, при котором Литва (разумеется, с подачи Запада) может нарушить ещё и Конвенцию ООН по морскому праву, благодаря которой корабли приходят в Калининградскую область через нейтральные воды. Есть вероятность, что аналогичным образом противники России поступят и с воздушным пространством, а это уже приведёт к полной изоляции нашего региона.

Среди ответных предложений российской стороны, которые обсуждаются сегодня, — полное прекращение движения грузов в Прибалтику и отключение страны от российских энергоресурсов.

«Литва блокировала Калининград на суше, и мы при поддержке Белоруссии можем ответить ей тем же, - примерно так говорят многие эксперты. - Причём пострадает вся Прибалтика, местные порты окажутся полностью бесполезными». По мнению экономиста Михаила Хазина, к транспортной блокаде необходимо добавить энергетическую. Он напоминает, что в Клайпеде стоит терминал по переработке сжиженного газа и его пропускная способность — четыре миллиарда кубометров. Если Россия перестанет продавать литовцам «голубое топливо», то это «положит на лопатки» всю местную промышленность.

Однако в западных СМИ говорится не только об экономических и энергетических ответах России. Среди тамошних экспертов очень популярна версия о том, что случае полной блокады Калининградской области Россия пробьет к ней так называемый Сувалкский коридор с территории Белоруссии. Маршрут получил название в честь польского города Сувалки, а его протяженность составляет около 65 километров напрямик или порядка 100 километров вдоль польско-литовской границы. И многие в самой Литве понимают, что подобный сценарий может привести, конечно, к военным действиям. Но потянут ли их литовцы, если западных стран не окажется рядом?